Услуги финансового контроля предприятий
Финансовый контроль направлен на оптимизацию хоздеятельности компании путем мониторинга денежных потоков, движения других активов, анализа эффективности организационных и управленческих процессов. Он позволяет повысить прибыльность бизнеса за счет реализации соответствующих тактических и стратегических мер.
Основные цели финансового контроля:
- оценка правильности ведения налогового, бухгалтерского, управленческого, кадрового учета;
- проверка качества работы сотрудников и полноты исполнения должностных обязанностей;
- устранение недочетов в управлении капиталом;
- определение факторов, от которых зависит эффективность управления денежными средствами.
Финансовый контроль помогает своевременно принять меры для совершенствования методик учета, повышения квалификации персонала, корректировки работы с денежным капиталом и снижения зависимости бизнеса от внешних факторов.
Основные элементы
У финансового контроля на конкретном предприятии всегда своя специфика, которая зависит от особенностей учета и управления, вида деятельности, масштаба бизнеса и других факторов. Основными элементами исследования и анализа являются:
- Документальная база. Проверяется правильность оформления первичной учетной документации, бухгалтерских и налоговых регистров, внутренней и регламентированной отчетности. Особый акцент делается на корректности заполнения форм, имеющих непосредственное отношение к управлению капиталом предприятия.
- Разные участки бизнес-процесса. Анализируется эффективность корпоративного инвестирования с точки зрения фондоотдачи, соотношения вложений и прибыльности, оборачиваемости капитала, рентабельности. Оценивается производительность труда, доходность основных фондов. Проверяются финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность, иные экономические показатели предприятия.
- Работа с персоналом. Проверяется уровень профессиональной подготовки сотрудников, имеющих непосредственное отношение к управлению капиталом. Оценивается добросовестность персонала при выполнении должностных обязанностей. Контролируется правильность решений по управлению финансовыми ресурсами компании. Вырабатываются меры по стимулированию сотрудников, повышающих свою квалификацию для более эффективной работы с корпоративными финансами, а также по усилению личной ответственности за исполнение служебных обязанностей.
Работа ведется комплексно, изучается взаимосвязь между разными направлениями контроля и анализа.
Объекты финансового контроля
Первое, на что обращают внимание в ходе контрольных мероприятий, — это система выработки и принятия решений по управлению капиталом фирмы. Она включает:
- Нормативную базу. Ее можно рассматривать в разрезе законодательных актов, принятых на региональном, муниципальном, федеральном уровнях (включая инструкции и пояснительные записки), и локальных нормативных актов, действующих в рамках предприятия или холдинга.
- Технологическую инфраструктуру. Сюда входят программное обеспечение для автоматизации бухучета, приложения для дистанционного взаимодействия с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, программы для организации внутреннего документооборота, отправки регламентной отчетности в государственные органы.
- Методики принятия решений при работе с корпоративным капиталом, используемые уполномоченными специалистами.
Также к объектам финансового контроля можно отнести любые компоненты бизнеса, непосредственно связанные с управлением финансами: производственные показатели в натуральном и стоимостном выражении, статистическую информацию (например, о динамике продаж или направлении платежей), характеристики целевой аудитории, поставщиков и подрядчиков, других деловых партнеров.
Используемые приемы и методы
Финансовое планирование проводится с помощью разных подходов и способов. Популярной является технология, в рамках которой применяются следующие методы:
- Научно-теоретические — анализ, экономическая и математическая статистика, разные варианты моделирования. Такой подход предусматривает работу с конкретными числовыми показателями и дает понимание того, что необходимо сделать для качественной оценки управления корпоративными финансами (какую изучить статистику и смоделировать ситуацию, что проанализировать).
- Социально-коммуникативные — стимулирование, убеждение, доверительный диалог, дополнительное мотивирование, поощрение. Используются для налаживания и поддержания контакта со специалистами, которые заняты в сфере исследуемой деятельности.
- Эмпирические — проверка документов с логическим и математическим анализом, мониторинг хозяйственных операций, работа с юридической и нормативно-правовой базой, проведение ревизий и внутреннего аудита, тестирование программного обеспечения и аппаратных ресурсов.
Для получения объективных, всесторонних и актуальных данных об эффективности финпланирования и управления корпоративным капиталом методы должны применяться в комплексе.